Из статьи Владимира Касьянова.
"Высокопоставленный киевский чиновник вручал генералу Петрову очередную правительственную награду. После перечисления заслуг дважды Героя Советского Союза Василия Степановича перед Отечеством и благодарности последней за безупречную службу, чиновник прикрепил вручаемую награду к кителю генерала.
Присутствующие дружно зааплодировали, отдавая должное мужеству и огромной силе воле генерала не только в военное, но и в мирное время. Приколов орден, чиновник, неожиданно для себя и присутствующих, хотел протянуть генералу руку для рукопожатия.
Однако его рука, начав своё движение вперёд, вдруг застыла на месте, а затем плетью повисла вдоль туловища. Чиновник смутился и покраснел от своей досадной оплошности.
На худощавом и мужественном лице генерала появилась приветливая улыбка. Василий Степанович словами ответной благодарности поспешил заполнить наступившую тишину в зале.
В знак признательности за всё героическое, совершённое генералом, а также за его умение даже в такой ситуации принять правильное решение, все присутствующие, включая и высокопоставленного чиновника, долго стоя рукоплескали Петрову.
И не только у женщин, но и у некоторых мужчин, в глазах появились слёзы, когда увидели, что даже в торжественный для себя момент, генерал не может ответить на рукопожатие чиновника. У Василия Степановича уже много десятилетий не было обеих рук...
В.С. Петров родился в Дмитриевке Приазовского района Запорожской области, 22 июня 1922 года. Никто из его родных не мог даже предположить в то время, что именно в этот день, через 19 лет, начнётся одна из самых страшных войн в истории человечества, на которой их сыну будет суждено потерять обе руки.
В 17 лет поступил в Сумское артиллерийское училище, которое закончил лейтенантом в 1941 году. К началу войны он уже две недели командовал батареей 152-мм гаубиц 92-го отд. артдивизиона Владимир-Волынского укрепрайона.
Война началась тяжело: приказ на открытие огня пришёл поздно, тяжёлым орудиям несколько раз приходилось лихорадочно менять позиции под огнём наступавших танков. В итоге артиллеристы оказались в окружении, из которого удалось вырваться не без потерь. А после выхода Петрова назначили в ИПТАП - истребительный противотанковый артиллерийский полк. Артиллеристы-истребители танков всегда встречали врага первыми.
В боях на Северном Донце батарея Петрова вывела из строя целый вражеский полк. Батарея до последнего снаряда держалась в Харькове. Под Воронежем отступили соседи-пехотинцы, но артиллеристы Петрова не двинулись с места. Под Старым Осколом он, - командир батареи, переправил орудия через реку на тросах, а сам по горящему мосту проскочил на машине.
Да и на берегах Днепра он не пасовал перед опасностями. Возглавил десантный отряд, которому одному из первых удалось форсировать Днепр. Немцы бросили против отряда мощные силы. Почти двое суток без передышки гремели пушки батареи, но вражеские танки упрямо лезли на батарею. Однако Петров и его боевые товарищи не дрогнули перед врагом, выстояли всем бедам вопреки.
К осени 1943 года о подвигах капитана В.С. Петрова ходили многочисленные легенды не только среди артиллеристов бригады, но и среди красноармейцев других частях фронта.
Однако особенно он прославился среди рядовых солдат - и не только своей не показной, безмерной храбростью, умением принимать единственно правильные решения в самые ответственные моменты боя, но и уважительно-бережным отношением к подчинённым, постоянной заботой о сохранности их жизни, без ущерба поставленным боевым задачам и целям.
14 сентября 1943 года в районе села Чеберяки (ныне Роменский район Сумской области) капитан В.С.Петров под сильной бомбежкой с воздуха и артиллерийским огнем противника быстро и без потерь организовал переправу 3-х батарей через реку Сула.
Через два часа после переправы батареи подверглись неожиданной контратаки 13 танков и батальона немецкой пехоты. Капитан, быстро оценив обстановку и подпустив танки и пехоту противника на дистанцию 500-600 метров, открыл массированный огонь всех орудий и в короткий срок подбил 7 танков и расстрелял до 2-х рот вражеской пехоты. Атака немцев захлебнулась.
В это время большая группа немцев зашла батареям в тыл, и открыли сильный огонь, стремясь окружить батареи и пленить личный состав. Капитан Петров дал команду развернуть 6 орудий в сторону немецкой пехоты и открыл губительный для них огонь картечью.
Одновременно, Петров, за счет взводов управления и всех свободных от орудий людей создал группу автоматчиков и во главе их пошел в атаку на немецев. После двухчасового боя, капитан Петров отразил и эту атаку, вывел батарею из окружения, уничтожив при этом до 90 солдат и офицеров противника, пленил 7 человек противника, а остальные вынуждены были отступить. Несмотря на ранение в плече, Петров остался в строю.
23 сентября 1943 года, замещая выбывшего из строя командира полка, Петров силами и средствами своего полка, первым в бригаде, за одну ночь, умело и быстро форсировал реку Днепр и переправил материальную часть, боеприпасы и людей на правый берег реки, занял боевой порядок и прочно удерживал плацдарм, отбивая неоднократные контратаки противника.
1 октября 1943 года, при танковой контратаке немцев, капитан Петров, находясь в боевых порядках 1-й и 2-й батарей, лично руководил огнем и подбил 4 немецких танка и уничтожил 2 шестиствольных миномета. Когда в 3-м расчете 1-й батареи танки противника своим огнем вывели из строя весь расчет, Петров со своим ординарцем бросились к орудию и вдвоем продолжали вести огонь, подбив немецкую САУ.
Благодаря мужеству, исключительной храбрости и отваги капитана Петрова, сумевшего воодушевить личный состав батареи, в этот день полком были отражены 4 контратаки противника, плацдарм был удержан.
Через несколько дней, в разгар жестоких боёв на плацдарме, пропадает без вести начальник разведки бригады майор Болелый - друг Петрова. Петров лично отправляется на его поиски и пропадает сам. Как потом выяснилось, он нашёл тело погибшего друга, но вынося его с поля боя, попадает под яростный вражеский обстрел.
О гибели Петрова было доложено командиру бригады. Но настолько была велика слава Петрова в бригаде, что комбриг распорядился найти его тело, чтобы предать земле со всеми воинскими почестями под салют всех стволов бригады. Тело искали около суток. Даже раскопали братскую могилу у медсанбата, но Петрова так и не нашли.
По счастливой случайности капитана нашли в морге, под трупами умерших и погибших красноармейцев. Неожиданно он проявил слабые признаки жизни. Одна рука у Петрова была оторвана ещё на плацдарме, на сильно повреждённой второй господствовала гангрена.
Хирург отказывался класть безнадёжного капитана на операционный стол, чтобы не тратить впустую время - но прибывшая с плацдарма группа товарищей капитана, угрожая применить оружие, заставила врачей оказать Петрову необходимую медицинскую помощь.
Хирургу пришлось срочно делать капитану высокую ампутацию последней руки. Придя в себя, 21-летний капитан не мог поверить, что остался без обеих рук. Для молодого парня смерть была желаннее, чем безрукая жизнь, когда самому невозможно осуществить даже самые естественные потребности и желания.
Однажды, при очередном посещении Петрова группой его близких друзей и товарищей, начальник штаба полка Кулемин сказал как бы ненароком:
- Ну, Василий Степанович, не пора ли возвращаться домой? Мы видим: вы уже на ногах. Весь полк вас ждет.
- Ждет? - удивленно переспросил Петров.
- Да, ждет. Все надеются, что вы снова примете полк. И командир бригады так считает и просил передать вам это. Выходит, дело только за вами.
- По-вашему, я смогу еще воевать? - тихо спросил Петров.
- Не одними же руками воюют, - дружно воскликнули боевые товарищи.
Членам медицинской комиссии не хватило аргументов, чтобы отговорить Петрова от его затеи. Однако хватило мудрости понять искренне желание майора быть ещё чем-то полезным Родине. Не отговорило его и вышестоящее военное руководство, предлагавшее самые различные должности в штабах.
В декабре 1944 года гвардии майор Петров вернулся на фронт и стал командовать своим 248-ым гвардейским истребительным противотанковым артиллерийским Львовским ордена Ленина полком. Бойцы полка встретили своего командира тепло и торжественно, как самого дорогого человека.
На момент первого представления капитана В.С.Петрова к званию Героя Советского Союза, 21-летний командир огнем своей батареи уничтожил до 3-х батальонов вражеской пехоты, 12 артиллерийских и минометных батарей, подбил 19 немецких танков.
9 марта 1945 года крупные силы противника перешли в наступление в районе Поль-Грос-Нойкирх (10 километров южнее Козель, Германия) с задачей освободить плацдарм на западном берегу реки Одер.
Петров, умело и мужественно, руководя боем своего полка, лично находясь в боевых порядках батарей под шквальным артиллерийско-минометным и пулеметным огнем, неоднократно рискуя жизнью, в течение двухчасового боя сумел отразить 5 контратак противника и не допустить его на переправы плацдарма. В бою было уничтожено 9 танков и свыше 180 солдат и офицеров.
15 марта 1945 года в бою по прорыву обороны противника на западном берегу реки Одер Петров проявил высокие образцы оперативного руководства полком и непреклонное мужество при выполнении боевого задания. Под его руководством полк уничтожил 4 орудия, 13 огневых точек и до 120 солдат и офицеров противника.
19 апреля 1945 года противник, сосредоточив крупные силы пехоты и танков, предпринял ряд сильных атак в направлении шоссе Ротенбург - Ниски с задачей перерезать дорогу, по которой двигались наши наступающие войска на Дрезден.
Гвардии майор Петров с целью занятия выгодного противотанкового рубежа обороны повел две штурмовых батареи в атаку на населенный пункт, занимаемый противником. Благодаря умелого сочетания огня орудия прямой наводки с автоматно-пулеметным огнем орудийных расчетов и исключительной храбрости командира полка гвардии майор Петрова населенный пункт Эдерниц-Вильгельминенталь был взят и полк закрепился на выгодном рубеже.
Противник несколько раз переходил в яростные контратаки, но полк, руководимый Петровым, стойко отразил все атаки. Было уничтожено 8 танков, до 200 человек пехоты.
20 апреля 1945 года на боевые порядки полка пошли в наступление 16 немецких танков и до батальона пехоты. Лично руководя боем батарей, гвардии майор Петров сумел отразить атаку противника и сорвать замысел – перерезать дорогу на Дрезден. В этом бою полком было уничтожено 4 танка.
В бою 27 апреля 1945 года в напряженный период боя Петров лично поднял в атаку 1-й батальон 78-го стрелкового полка, и в это время был тяжело ранен.
О легендарном майоре в 1945 году уже по всей Красной Армии ходили легенды. Но у боевых товарищей, желающих оградить своего командира от шальной пули в самом конце войны, иногда возникало ощущение, что их командир сознательно ищет смерти, страдая от своего тяжёлого увечья.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 за удержание плацдарма на Одере, гвардии майор Петров Василий Степанович удостоен второй медали Золотая Звезда (№6091).
В представлении к награде отмечалось, что в последнем бою 27.4.45 года в напряженный период боя Петров лично поднял в атаку 1-й батальон 780 СП и в это время был тяжело ранен в обе ноги.
После окончания войны Василий Степанович остался служить в армии. Охранным мандатом ему оказалось личное распоряжение Сталина пожизненно зачислить Петрова в состав Вооруженных Сил Советского Союза. В 1994 году президент Украины Л.Д. Кучма своим Указом также пожизненно зачислил Петрова в состав Вооруженных Сил Украины.
Генерал Петров, за 64 года военной службы никогда не был обузой для своих подчинённых, особенно для рядовых солдат. Но часто был неудобен для вышестоящего начальства в силу своего решительно и правдивого характера, отсутствия притворства и лицемерия.
Однако, наряду с проблемами чисто психологического характера, у Петрова начались и серьёзные проблемы со здоровьем. Василий Степанович борется с угрожающей ему после неоднократных ранений атрофией мышц ног. Бегает, приседает по 1000-1500 раз в день, занимается футболом...
Вопреки всему он заканчивает истфак Львовского университета, защищает в Военно-артиллерийской командной академии в Ленинграде, становится кандидатом военных наук, пишет два тома мемуаров "Прошлое с нами". Пишет всё сам - сначала зажимая ручку в зубах, потом научившись держать её ногой, а потом - с помощью специального крепящегося к телу держателя.
Почти 14 лет (!) Петров служит на пониженной должности - заместителя командира полка, сначала в ЦГВ, потом в ПрикВО. Генерал-майором он стал лишь 1963 году, получив новую должность заместителя командующего артиллерией ПрикВО. В 1977 году ему присваивают звание генерал-лейтенанта артиллерии.
После развала СССР Василий Степанович Петров остаётся на Украине, где прошла вся его мирная жизнь и немалая часть боевой. Его назначают заместителем командующего Ракетными войсками и артиллерией сухопутных войск украинской армии. В 1999 году Петрову присваивают звание генерал-полковника.
Всю свою жизнь В.С. Петров был чужд роскоши и комфорта. Последние годы жизни, генерал прожил за городом в простом деревянном доме-даче. Дом под Киевым, в котором генерал прожил последние годы, снесли через год после его смерти - видимо, чтобы не портил окрестности правительственных дач.
- В госпиталь мне приходило огромное количество писем. Я старался по возможности писать ответы, надиктовывая их своему адъютанту Павлову. А позже захотелось вести переписку самостоятельно. Сперва научился писать свою фамилию, затем - воинское звание.
И по прошествии трех-четырех месяцев неустанных тренировок я уже мог похвастаться первыми результатами. Дальше - больше. Кстати, и мемуары, и диссертацию я писал сам. А это сотни, тысячи страниц рукописного текста...
- А как называлась тема вашей диссертации?
- "Князь Бисмарк и возникновение Германской империи 1860-1871 годов". Любопытный эпизод произошел в ходе защиты работы. Слушая мой доклад, председатель комиссии вдруг спросила: "Василий Степанович, а не кажется ли вам, что вы поете дифирамбы капиталистическому укладу жизни?"
На что я ответил: "Я не пою никаких дифирамбов, а лишь констатирую величие человеческого духа и превосходство образцового порядка над хаосом". После этих слов зал взорвался аплодисментами."
https://www.proza.ru/2012/09/15/441
Невзирая на солидный воинский чин и множество государственных знаков отличий, в обычной жизни и Василия Степановича не обошли события, случающиеся с рядовыми гражданами.
Как-то ему понадобилось лечь в госпиталь для прохождения лечения. Тем временем, из его киевской квартиры в доме на ул. Бассейной были распроданы принадлежащие ему вещи, а архив выброшен.
Это было сделано ради того, чтобы превратить квартиру в музей Голды Меир - в прошлом израильского премьер-министра, ранее проживавшей в доме на Бассейной. Василию Степановичу пришлось съехать на дачу.
Видео с Петровым:
Journal information