Сразу после развала Османской империи за Аравийский полуостров началась борьба между западными державами (прежде всего, между Великобританией и Италией). В частности, их представители пытались "подмять" под себя вооружённые силы появившихся там независимых королевств.
Учитывая тяжёлые условия местной службы, британцы решили сделать ставку на русских лётчиков. Британская разведка сообщила королю Хусейну аль-Хашими, что поблизости, в Египте, живут несколько русских авиаторов, работающих "не по специальности" - кто водителем такси в Каире, кто уличным торговцем дешёвыми вещами, а кто и портовым грузчиком в Александрии.
И вот однажды в авто к бывшему офицеру Белой армии Максимову подсел незнакомый араб. Когда водитель спросил его, куда ему направляться, последовал ответ: "В самый лучший ресторан". Однако странный пассажир не торопился расплачиваться и предложил таксисту пообщаться за столиком "тет-а-тет".
Максимов был не в духе - последние дни были не лучшими в плане заработка - и потребовал расплатиться. Хитро улыбнувшись, гость вывалил ему в руку горсть золотых монет, которых бы хватило на оплату как минимум полгода его труда.
Оставив свой старенький "Ситроен", Максимов не без опаски направился на свидание с таинственным гостем, в котором он заподозрил вербовщика убийц. Такие предложения нередко поступали оказавшимся в трудных условиях русским военным.
"Араб" назвался личным посланником правителя Хиджаза и предложил собрать в условленном месте всех имевших отношение к авиации русских, обещав сделать им "предложение, от которого невозможно отказаться".
Через день в одном малолюдном кафе собрались капитаны Бобров и Найдёнов, поручик Булацель, и нескольких других лётчиков и военных механиков (они зарабатывали на жизнь тяжким трудом портовых грузчиков и торговцев).
Максимов и все пришедшие на встречу не пожалели: кроме того, что таинственный гость устроил застолье, подобное которому они не видели с момента начала Первой мировой войны. Гость кратко изложил свою идею: создать иностранный офицерский авиационный отряд, за приход в который инструкторами он пообещал огромную сумму денег и всевозможные льготы, включая настоящие каменные дома каждому в подарок в Хиджазе.
В итоге Максимову предложили стать начальником команды механиков за 40 золотых фунтов стерлингов в месяц, как и полковнику Николаю Широкову, который должен был стать начальником формируемого русского авиаотряда. Их младшим подчинённым предложили по 30 золотых фунтов ежемесячно. Такую зарплату многие даже в кризисной послевоенной Европе не мечтали получить и за год.
И уже на следующий день вся группа, которую провожали удивлённые взгляды их бывших работодателей, отправилась на комфортабельном пароходе из Александрии в Джидду.
По приезду "араб" сбросил маску, оказавшись знаменитым полковником британской разведслужбы Лоуренсом Аравийским, благодаря деятельности которого в период Первой мировой войны арабы подняли восстание против Османской империи.
Али бин Хусейн аль-Хашими.
29 июля 1921 года русские специалисты прибыли к месту службы и приступили к освоению предоставленной им британской и германской техники, а затем - к обучению лётчиков армии правителя Хиджаза короля Хусейна аль-Хашими авиационному искусству.
Механик Максимов и его немногочисленные подчинённые сделали почти невозможное - за считанные недели, несмотря на нехватку запчастей, они собрали из имевшейся тогда в Хиджазе авиационной рухляди три "рабочих" самолёта, способных подняться в воздух.
Ухудшение ситуации на фронте вынудило командование Хиджаза направить 4 декабря 1921 года русских пилотов на фронт, чтобы бомбить занимаемый войсками враждебного ему Королевства Неджд Турабаха на только что отремонтированных Максимовым бомбардировщиках DH.9
Впрочем, сразу после этого они решили уехать в Египет на первом же корабле. И понятно, почему. На первый взгляд, ВВС Хиджаза для страны третьего мира к середине января 1922 года выглядели весьма презентабельно. Они состояли из девяти самолётов (по два Armstrong Whitworth, DH.9, Farman и три Caudron).
Однако из-за износа самолётов часть из них была охарактеризована Максимовым как бесполезный хлам, а другие требовали самого серьёзного ремонта и поставок дополнительных запчастей.
Airco DH.9
Тогда-то на службе в ВВС Хиджаза появились три новых российских лётчика - Юнгмейстер, Минчанок, Кузнецов, а также авиамеханик Агнаев. Им-то и предстояло обкатать хиджазские боевые самолёты.
Первым должен был выполнить полёт 10 января на смотре самого короля Хусейна пилот Минчанок, который разбился почти у самых ног короля. Через полтора месяца за Минчанком последовал Юнгмейстер, разбившийся на "Каудроне" в Таифе 25 февраля.
После чего Кузнецов объявил, что он не готов к управлению такими типами самолётов, поскольку специализировался как пилот гидросамолёта. После того как Кузнецов и трое других пилотов оказались вылететь на бомбардировку войск Неджда в начале апреля 1922 года, они были уволены.
Это означало временное прекращение существования ВВС Хиджаза, поскольку никто из иностранцев не согласился на такие условия службы. Однако в августе 1922 года после неудач в борьбе против Неджда король Хиджаза решил вернуть русских пилотов для возрождения своих ВВС.
Caudron.
Farman.
В начале 1924 года белогвардейские лётчики участвовали в нескольких бомбардировках Турабаха, которые, однако, не смогли сорвать подготовленное наступление сил Неджда. В ходе августовского наступления 1924-го войска Хиджаза потерпели поражение. 5 октября король Хусейн отрёкся от престола, и его сын Али ибн Хусейн взошёл на престол, после чего 13 октября силы Неджда захватили столицу Хиджаза Мекку.
Лётчик Николай Широков тогда почти каждое утро и вечер совершал над Меккой разведывательные полёты на самолёте DH.9. Командующий армией Хиджаза Тахаин-паша приказал ему бомбить войска противника в Мекке.
Сложность состояла в том, что авиационные бомбы отсутствовали и удары пришлось наносить гранатами и переделанными для бомбометания снарядами. Это было очень опасно, и полковник Николай Широков согласился на это лишь при увеличении зарплаты, которая в итоге составила 60 золотых фунтов стерлингов в месяц и бутылку виски в день.
Armstrong Whitworth F.K.10.
Примечательно, что, отправляя Широкова бомбить священный для всех мусульман город, представители хиджазского короля отнюдь не задумывались об этом, равно как и о том, что эту миссию поручили иноверцу.
В январе 1925 года русский лётчик не только бомбил Мекку, но и сбрасывал прокламации в расположение войск противника, в которых их призывали "сдаться, чтобы не быть уничтоженным новым оружием с воздуха".
Появление на бреющем полете самолётов, осыпавших скопления кавалерии ваххабитов бомбами и расстреливавших их из пулемётов, способствовало изменению ситуации. В панике обезумевшие от страха верблюды, услышав шум самолётных двигателей, сбрасывали седоков и разбегались в разные стороны. Очень быстро именами "русских шайтанов" женщины стали пугать детей, а день ото дня расценки за их головы неуклонно росли.
Мекка в 1917-м.
Развязка наступила неожиданно. 18 января 1925 года за голову полковника Николая Широкова была выплачена награда. Как именно это произошло, до конца неясно. По одной версии, несчастье с Широковым, летавшим на бомбардировщике DH.9C, произошло в результате "технической неполадки" - его самолёт перевернулся и разбился. По другой информации, на его борту произошёл подрыв специально заложенной бомбы.
Голову "неверного крылатого шайтана" пронесли на пике по позициям войск Неджда среди суеверного аравийского населения это вызвало толкования в духе, что "за удар по священному городу нечестивцев постигла Божья кара".
Оставшиеся русские авиаторы сражались вплоть до капитуляции 21 декабря 1925 года хиджазского короля Хусейна ибн Али аль-Хашими правителю Неджда Ибн-Сауду. Точно неизвестно, какова была судьба находившейся в составе его войск группы русских пилотов. Как бы там ни было, но служба русских лётчиков не спасла хашимитов от уничтожения, хотя и продлила, судя по всему, сроки их существования.
Ибн Сауд со своим двоюродным братом Салманом аль-Арафа.
Видимо, подобное объяснение вполне удовлетворило короля Абдул-Азиза Аль Сауда (Ибн-Сауда), на службе у которого тогда же появились русские пилоты и авиамеханики, ранее работавшие в ВВС Хиджаза. Королю требовалось эффективное оружие для борьбы с верблюжьей кавалерией ваххабитских мятежников, выступивших против объединения страны.
Особенно заметен лётчик капитан Бобров. Что с ним случилось, до сих остаётся тайной. По одной версии в один из дней 1927 года он сел в пустыне из-за технической неполадки и был вынужден отстреливаться до последнего патрона, пока не был схвачен и зверски убит разъярёнными ваххабитами.
По другой версии, капитан стал жертвой предательства со стороны подчинённых Ибн-Сауда. Бойцы из Неджда были настолько разозлены его смелыми воздушными рейдами, что обезглавили труп русского пилота и пронесли его голову на пике по своим селениям. Тем не менее в войне, в которой участвовали русские авиаторы, у "Братьев" не было шанса на победу: в конце концов, они согласились на почётную капитуляцию.
Дамаск 1925 г.
После объединения страны, получившей название Саудовская Аравия, амбициозный король Абдул-Азиз Аль Сауд попытался поставить под свой контроль почти весь Аравийский полуостров и решил присоединить его южную часть - Йемен, откуда на север постоянно совершали набеги представители полудиких племён.
К тому времени он набрал ещё один иностранный авиаотряд из немцев и англичан, принявший активное участие в Йеменской войне. Но после того как в сентябре 1932 года йеменцам удалось подбить один из самолётов, все иностранцы, за исключением русских, попросту отказались от полётов.
Они объясняли свои действия тяжёлой болезнью, якобы поразившей весь отряд, а также отсутствием в их контрактах обязательств лично участвовать в боях. За это иностранных пилотов выпороли по приказу саудовского короля и уволили.
После этого наступило время ещё большего благоволения короля к русским, который пригласил на свою службу других русских авиаторов, и в ходе саудо-йеменской войны 1932-1934 годов те вновь показали свои замечательные лётные навыки.
Русские летчики.
Благодаря русским специалистам страна уже получила собственные боеспособные лётные кадры, а также две современные авиационные базы. Об уровне подготовки лётчиков свидетельствует тот факт, что за почти 15 лет в Саудовской Аравии не было ни одной катастрофы в мирное время, тогда как в середине 1920-х годов они происходили регулярно. Русские лётчики продолжали служить здесь вплоть до начала Второй мировой войны.
Без ложного пафоса можно сказать что во многом благодаря именно русским авиаторам, организовавшим ВВС Эр-Рияда, и существует сама Саудовская Аравия в её нынешних границах.
Journal information