?

Log in

No account? Create an account

Мемуарная страничка

Честные злодеи Родиной не торгуют.


Previous Entry Share Next Entry
Наши в Сирии 1970-1984 г.
фуражка
oper_1974
      "Мы (те, кто не однажды обращался с заявлениями к командованию ВТА и Минобороны) считаем себя участниками боевых действий в Октябрьской войне 1973 года на Ближнем Востоке и имеем на то документальные доказательства, в том числе свидетельские.
      Но каждый раз сталкиваемся с бюрократической волокитой и приёмами, которые используют чиновники разных комиссий МО РФ, отказывающих нам в этом, что можно оценить только словами основателя СССР: "по форме правильно, а по существу издевательство".
     Считаем, что пора прекратить циничные отписки чиновников, командование ВТА должно ходатайствовать перед Минобороны РФ о справедливом решении данного вопроса. Надо думать, прежде всего, о людях, их благополучии и чувстве достоинства. Тем более что на сегодня нас осталось всего несколько сот человек.
        В любом случае, - завершает это письмо от имени своих боевых товарищей член Союза ветеранов Сирии, позже лётчик-испытатель, Мстислав Листов, - мы будем этого добиваться вплоть до обращения с открытым письмом в СМИ к Президенту России".



1383622848_785px-1973_yom_kippur_war_-_golan_heights_theater.jpg

С Мстиславом Листовым специально для газеты "Совершенно секретно" встретился и поговорил журналист Анатолий Журин.

    - Начну с того, что сегодня участие наших воинов в нынешней контртеррористической операции в Сирии, базирующихся на авиабазе Хмеймим в провинции Латакия, секретом не является. В отличие от нашего участия в Октябрьской войне 1973 года там же, которое много лет именовалось как "мероприятие "Кавказ".
     И если боевые полёты нынешних лётчиков - участников сирийских событий у всех на слуху, их называют героями и никто не удивляется тому, что все они будут наделены статусом участников боевых действий, то этого права пока лишены очень многие из тех, кто воевал больше сорока лет тому назад в Сирии.

1383622634_782px-1973_sinai_war_maps.jpg

- Вы можете объяснить, почему так происходит?
- Этого вам объяснить, пожалуй, никто не сможет. Кстати, вряд ли ошибусь и открою маленький секрет: я выступил в конце прошлого года в Общественной палате на собрании Совета ветеранов Сирии в честь юбилея подписания договора с Сирией, где присутствовали представители администрации президента, представители обеих палат нашего парламента, сотрудники посольства Сирии, ветераны войн на Ближнем Востоке.
     В конце своего выступления я сказал: вполне может случиться, что российские лётчики и обслуживающий персонал с авиабазы Хмеймим, возвратившись домой из Сирии, услышат в военкоматах то же, что слышим много лет мы: "Ваши имена не значатся в Историческом формуляре вашей части". Об этом вот уже десятки лет твердят - в ответ на наши запросы - чиновники Минобороны.
     Буквально через несколько дней после моего выступления (не знаю - случайно ли), Президент России дал указание подготовить документы на оформление статуса ветеранов боевых действий всем, кто сегодня находится в Сирии в составе российского контингента.

1369176635_135-2.jpg
1369176639_mirage2.jpg

- Расскажите, как вы попали в Сирию?
- Я тогда служил в Прибалтике (1971-1977 гг.) в должностях помощника командира, командира экипажа 600-го ВТАП 18-й гвардейской авиадивизии.
    Помню, нас подняли 7 октября 1973 года по тревоге, вечером приказали явиться в штаб полка в гражданской одежде, там сфотографировали для загранпаспортов и отправили на подготовку к полётам до глубокой ночи.
    А утром 8 октября (война началась 6-го) мы уже взлетали, попрощавшись с семьями и забрав так называемые тревожные чемоданчики с самым необходимым. Всем членам экипажей выдавалось табельное оружие - пистолет ПМ с двумя обоймами. Это уже не игра в солдатики!
      В Сирию нас направили в составе экипажей военно-транспортных Ан-12БП для участия в мероприятиях под кодовым названием "Кавказ", известных позже как арабо-израильская Октябрьская война (или Война Судного дня) 1973 года на Ближнем Востоке.

1369176646_135-1.jpg
1369176611_sidewinder.jpg

       Летали тогда в Сирию на самолётах ВТА (военно-транспортной авиации) Ан-12БП, и Ан-22, и, конечно, эти полёты были длительными и очень непростыми.
     Вылетали мы из Литвы, например, брали курс на Дальний Восток - в Комсомольск-на-Амуре, где брали на борт новейшие самолёты, в других местах ракеты, боевую технику, потом через всю страну с востока на запад направлялись в расположение Южной группы советских войск.
     Оттуда наш воздушный путь проходил через Югославию и Адриатическое море в Средиземное мимо острова Крит, через Кипр, и далее уже приземлялись в Халеб (ныне Алеппо) или Дамаск, другие точки Сирии.
Мы шли над нейтральными водами по сути зоны НАТО. Это сейчас наши самолёты ВТА летают через Иран и Ирак, а тогда нас не пускали и эти государства и Турция.
      Американцы, их палубные истребители 6-го флота ВМФ США "Скайхоки", "Крусейдеры" и "Фантомы" неизменно сопровождали наши борты над Средиземным морем, подходили вплотную, пересекали траекторию полёта, создавали опасные ситуации, имитировали атаки, недвусмысленными жестами показывая, как они нас будут сбивать (две пушки АМ-23 в корме наших самолётов были сняты, мы ничем не могли ответить), пилоты США чувствовали себя абсолютно безнаказанными и в открытую смеялись над нами.
     Мы ведь летали туда безо всякого боевого прикрытия нашими истребителями и хорошо понимали, что в любой момент рискуем быть сбитыми либо авиацией НАТО, либо израильтянами.
       Такие полёты согласно Боевому уставу ВТА (до 1984 года) квалифицировались как боевые, а кроме того, мы приземлялись и взлетали с территории государства, находящегося в состоянии войны... Какие тут могут быть сомнения?!

Выгрузка_советских_военных_специалистов_из_самолёта_Ил-76_ВТА_СССР_в_Сирии.jpg

- И ведь, действительно, был огромный риск.
- Безусловно. В одном из полётов мы попали в сильнейшую грозу, по стёклам и вокруг четырёх двигателей полыхали так называемые огни святого Эльма, бил жестокий град, происходила дикая болтанка, Италия нас не слышит, изменить высоту не можем.
    И в этот момент вдруг удар молнии, пожар в кабине... Пожар удалось погасить, чудом выбрались из грозовой зоны и добрались до Сирии. Но едва глубокой ночью коснулись земли на аэродроме Халеба, наш самолёт мгновенно обесточился, потом оказалось, что из-за удара молнии разбило шину правых генераторов, и она отвалилась.
    Что делать, как успеть взлететь до рассвета, когда прилетают израильские "Фантомы" и "Миражи" и начинают бомбить. За день до нашего прилёта (мы узнали об этом) израильтяне бомбили аэродром Халеба: один самолёт сожгли, другой повредили, пострадали экипажи.
    И ночью наш экипаж уехал искать в темноте этот разбитый самолёт, чтобы попытаться снять с него нужный агрегат, а я с пистолетом с двумя обоймами остался у нашего самолёта, предусмотрительно став в стороне в тени стабилизатора.
    Ситуация там была сложная, когда приземлялись, то старались как-то понять, кто нас встречает – сирийцы, палестинские партизаны или израильские боевики? Всякое могло быть.
      Подробности опускаю. А тогда экипаж отыскал наш сожжённый Ан-12, демонтировал нужный агрегат и благополучно вернулся. Мы едва успели восстановить электропитание и взлетали уже на рассвете.

Экипажи Военно-транспортной авиации перед возвращением на Родину. В аэропорту Дамаска, 1973. Мстислав Листов – второй справа.

Clip2net_161104182048.jpg

    Был полёт, как раз последний, когда из Москвы поступило задание забрать новейший БТР на смешанном колёсно-гусеничном ходу, захваченный на поле боя, ночью загрузить в самолёт и срочно доставить из Дамаска в Чкаловский под Москвой.
    Опуская подробности, скажу, что ночью не получилось (слишком негабаритный груз, был риск повредить самолёт и не взлететь вообще). Взлетали в полдень, следовательно, уже не скрытно, а с земли диспетчеры (там вражеская разведка хорошо работала) нас специально противоречивыми командами пытались вывести на Голанские высоты.
    На борту мы не можем оспаривать поданные команды с земли, и через несколько минут полёта с различными курсами мы вплотную оказались прямо у линии фронта.
    Штурман заорал так, что перекрыл рёв двигателей: "Крен максимальный вправо! Под нами Голанские высоты". А у нас предельный вес – приказом командующего ВТА нам разрешили превысить предельный вес ещё на 5 тонн, а это значит, что крен может быть минимальным, не более 10–15 градусов.
    А значит, мы углубимся за линию фронта и нас тотчас или собьют, или будут пытаться посадить... И вот тогда мы испытали на прочность самолёт Олега Константиновича Антонова. Реальная опасность не оставляла иного варианта, пришлось заложить крен в 60 градусов. Выдержит – не выдержит конструкция эту перегрузку!

Наши в Сирии в 1984 г.

wx1080 (2).jpg
wx1080.jpg

     К счастью, выдержала! Через несколько минут мы уже пересекли район Латакии и запросили Кипр подтвердить наш дальнейший курс. Кипр дал указание на английском языке, я принял и передал штурману цифровые данные, а через минуту он снова в крик: "Они дали курс в запретную зону!"
       Я немедленно запрашиваю Кипр, но... Связи нет! Хитро придумано. Ослушаться диспетчера на международной трассе совершенно невозможно. Оставалось лишь идти в зону действия истребителей противника.

wx1080 (1).jpg

       И тут нас спасла гроза. Экипаж воздушного корабля, обходя засветки, то есть грозовой фронт, может отклониться от трассы. И мы ушли с набором высоты в облаках, которые на этот раз нас спасали, так как на локаторах противника трудно различить, где засветка от грозового облака, а где от цели. К тому же у истребителей топливо ограничено, а у нас максимальное количество.
     Выйдя над Средиземным морем из грозы, надеялись, что дело к ночи, долетим без происшествий, но не тут-то было... Через 15 минут нас взяли в клещи шесть истребителей с палубного авианосца США.
     Три ведут полчаса, потом три других. И снова провокации, снова опасные сближения. И так до полной темноты. Мы как раз уже должны были пересечь зону НАТО и выйти на Югославию.
     Два американских истребителя из-под крыльев нашего самолёта ушли, дабы не столкнуться в темноте, а сзади на расстоянии открытия огня следовал третий. Понятно, что не случайно.
     И мы ждали, что он откроет огонь при пересечении зоны НАТО. Что уж там произошло (отсутствие приказа, отмена его или неисправность) мы уже не узнаем, но, к счастью, остались живы и на рассвете приземлились в Венгрии.
Скажу, что за время полётов на Ближнем Востоке мы подвергались подобному риску не менее пяти раз. Наши полёты длились до 13–19 часов в сутки. В основном, садились и взлетали в Сирии по ночам.

1973 г.

1383623136_1689966_original.jpg
1383623101_1688976_original.jpg

- И после всего этого вас не признают участниками боевых действий?
- В том-то и дело, что всем ясно: мы летали тогда, обеспечивая боевые действия на Ближнем Востоке. Это подтверждено справками Центрального архива МО РФ с подробным указанием дней убытия в спецкомандировки и возвращения в часть, номерами приказов.
    Теперь отдельные чиновники из МО РФ отвечают тем, кто обращается с ходатайствами о признании статуса ветерана, мол, документы утеряны или уничтожены.
    Да, пишут они, ваша часть (номер такой-то) принимала участие в обеспечении боевых действий на Ближнем Востоке, но в Историческом формуляре части ваших фамилий не значится. Бред полный!
    Кстати, нам всем в полк срочно доставили самолётом служебные загранпаспорта из МИД СССР в одну ночь. Запросите архив МИД, или там тоже украли или потеряли? Вы бы видели тома нашей переписки.
    Причём обратите внимание: отвечают чиновники управления кадров, хотя письма мы отправляем на имя командующего ВТА. Чем объяснить такое неуважение к нашим судьбам, неуважение к офицерам-ветеранам? Согласен: пусть ответ готовят исполнители в кадрах, но подписать должен тот, к кому обращаются, то есть командующий.

1383623149_1690574_original.jpg
1383623125_1690756_original.jpg

- Чиновники объясняют, что им мешает обнаружить ваши имена?
- Они до этого не опускаются. Поначалу умники из Минобороны ссылались на то, что "в те времена всё, связанное с нашим участием в войне на Ближнем Востоке, было засекречено".
     А то, что прошло больше сорока лет и всё давно уже рассекречено, их не волнует. В Интернете и в книгах наших и зарубежных военных историков об Октябрьской войне 1973 года и последующих в 1982–1984 годах можно найти исчерпывающую информацию.
     Эти события, кстати, подробно изложены генералом армии Махмутом Гареевым, президентом российской Академии военных наук, он в деталях описал эту войну. Включая и упоминание о числе полётов наших самолётов в Египет и Сирию.
    В Сирию, к примеру, мы налетали более 900 полётных часов. Туда летали экипажи нескольких полков. Логично спросить: почему сохранились документы о полётах, а фамилий членов экипажей нет? Ответ напрашивается сам: хотят на ветеранах сэкономить.
     Откровенно говоря, речь совсем не о какой-то прибавке к нашей пенсии, кстати, совсем смехотворной. Хочется восстановления справедливости, да и обидно, когда ты вроде и был там, а, с другой стороны, тебя там не было.
       А учитывая, что я возглавляю Культурный центр им. Антуана де Сент-Экзюпери авиакосмического профиля, много работаю с молодёжью, согласитесь, статус участника боевых действий имеет важное значение. Рассказывая ребятам об истории наших полётов и тех временах, нельзя походить на нового Мюнхгаузена.

1383623104_1689094_original.jpg

       Ситуация такая, что хоть смейся, хоть плачь. Ведь если не вызывает сомнения, что на Ближний Восток летали наши самолёты, то как они могли это делать без экипажей? Или летали киборги, всадники без головы?
       Кстати, некоторым ветеранам этого статуса удалось добиться, но лишь благодаря тому, что они во время налёта израильтян в Халеб получили ранения и были награждены. Вот и получается: чтобы стать участником боевых действий, надо, как минимум, получить ранение, а ещё лучше – погибнуть.

1383623094_1692283_original.jpg
1383623092_1692775_original.jpg

      Мстислав Степанович и его коллеги-офицеры из Совета ветеранов Сирии настроены решительно, хотя им не позавидуешь. Хватит ли у них сил продолжать борьбу с равнодушием военных чиновников, которые, как они теперь убеждены, наверняка выполняют свыше указания не рассматривать справедливые требования ветеранов.
    Некоторые, потеряв надежду на справедливые решения своих проблем в Минобороны, обратились в суды. Но и здесь никому пока не удалось выиграть.
    Похоже, чиновники военного ведомства заняли круговую оборону. Теперь вся надежда на гражданские суды. Между прочим, по Женевской конвенции лётчики Военно-транспортной авиации, участвующие в войнах, считаются автоматически участниками боевых действий, причём известно, что натовским пилотам за сбитый самолёт ВТА платили даже больше, чем за сбитый истребитель.
    - Почему чиновники Минобороны относятся к нам как лётчикам-невидимкам? - спрашивает военный лётчик, лётчик-испытатель, член Союза журналистов России, создатель известных документальных фильмов, посвящённых авиации и космонавтике Мстислав Листов.
    - Мы направили письмо на имя министра обороны Сергея Шойгу с приложением на 23 страницах. Посмотрим, что нам ответят. И горько, и, поверьте, совсем не смешно...

http://www.sovsekretno.ru/articles/id/5568/
1383622862_1024px-destroyed_israeli_armor_near_ismailia.jpg
1383623084_1692948_original.jpg
1383623090_1689820_original.jpg



image021.jpg



promo oper_1974 june 28, 2013 23:25 244
Buy for 100 tokens
По мотивам статьи Ростислава Горчакова. "В январе 1940 года рейхсканцлер Адольф Гитлер дал немецкой судебной системе оценку: "Наши суды - медлительные ржавые машины по штамповке возмутительно несправедливых приговоров". И тут же поклялся, что лично займется делом восстановления…

  • 1

Наши в Сирии 1970-1984 г.

Пользователь ivanbrovkinkrym сослался на вашу запись в своей записи «Наши в Сирии 1970-1984 г.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Наши в Сирии 1970-1984 г. [...]

Кидалово и наебалово - эти две незамысловатые любимые игрушки в МО были очень распространены. Летуну или артиллеристу расстрелявшему пол каких нибудь :пол-Йемена могли ничего никуда не записать. Секретность и все такое. Денег на этом крысились миллионы. Решалось путем налива спирта или заноса чеков кадровику или в строевой отдел и тогда все четко вписывалось в книжечки и личные дела. Щас другая фишка - есть перцы, слетали в Хмеимим на сутки и, хуяк, - медальку получают через пару месяцев. Участника. Хотя и это уходит. Наступает эпоха ЧВКашек.

Это как в ЧР привез какой нибудь кадровик МВД смену, а обратно уже с медалькой и ветеран БД.

(Deleted comment)
С деньгами тоже всегда было наебалово. "Боевые" выбивались только через суд.

Я бы слова ''всегда'' и ''только'' уподреблял с оговорками -у нас например выплачивали нормально.
Все зависило от ведомства,подразделения и тд. и т.п.


В МВД нормальные выплаты были исключениями, а так лишь бы наебать во всем.

Ну так я и не говорю,что везде всё прекрасно было.
Например да же в армии ,один из моих приятелей(кстати Ваш коллега) залетел немного ''за употреблени...:-) :-) " но ему дали уволиться по собственному желанию.Не знаю чего его занесло а военкомат - но факт подался в контрактники,вообще как он говорил те кто из их подразделения подписали контракт с ЛенВО(тогда был он) получили всё и нормально.
А те кто с Ростовом который на Дону(СевКавВО) судились долго и нудно,хотя им сразу намекнули-хотие получить отстёгивайте часть.
Кстати он потом восстановился,сейчас дослуживает немного осталось до пенсии

А наутро вызвали меня в политотдел.
– Что же ты, скотина, вместе с танком не сгорел?
А я им отвечаю, а я им говорю:
– В следующей атаке обязательно сгорю!

А как Вам ситуювина - ''Хотите получить,что-то менее более весомое или вообще хоть что-то? Тогда с Вами в группе был некий Козёл Козлович" А он дальше Ханкалы никуда носа не казал и чего делать писать представление на него или не писать (тогда ребята нихрена не получат)?

Edited at 2016-11-13 01:07 pm (UTC)

>Кидалово и наебалово - эти две незамысловатые любимые игрушки в МО были очень распространены.

Это не МО, это идеология государства. Население просто обязано бесплатно выполнять распоряжения партии.
-Боец, почему пулемёт не стреляет?
-Тов. командир, дык патронов нет!
-Ну ты же коммунист.
И пулемёт опять начал стрелять.

(Deleted comment)
Вроде не всем. Там тоже замучаешься доказывать.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Ну так, армия же не контрактная.

Согласен с Вами - знаю случай когда одного признали ветераном БД ещё в 90-х,а второй до сих пор доказывает, хотя служили в примерно в одном месте в одно время

Такое у нас государство, где-то густо, а где-то пусто.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Наши в Сирии 1970-1984 г. Эпизод Холодной Войны и нынешняя "

Пользователь leon_rumata сослался на вашу запись в своей записи «Наши в Сирии 1970-1984 г. Эпизод Холодной Войны и нынешняя "забывчивость" МО РФ» в контексте: [...] Оригинал взят у в Наши в Сирии 1970-1984 г. [...]

600-го ВТАП 18-й гвардейской авиадивизии.

В этом полку прослужил почти двадцать лет , стоял он в г. Кедайняй , до 1981 года летали на Ан12 , а потом уже переучились на Ил76. В 90 х его вывели в Шадринск , где он и закончил свою историю . До 80х полк был нормальный , но потом пошли говнокомандиры , то алкаши типа Шеверденка (так и умер от водки) , то бабники Токарев , сейчас прозябает в Пскове вроде , а дальше вообще сволочь на сволочи).
В Сирию на год записывали по великомув блату , за взятки , или расчитывались своими бабами .
Не говоря уже о том что пиздили документы у соперников , партбилеты , оговаривали , потому как было хлебное место , за год набирали на жЫгули в " Березке".

Re: 600-го ВТАП 18-й гвардейской авиадивизии.

Что, хорошо платили там?

Re: 600-го ВТАП 18-й гвардейской авиадивизии.

Так говорю ж , жЫгули покупали за чеки в " Березке ". Помню был у нас еврей Арнольд Борисович Брагарник , борттехник ,в Одессе теперь живет по Союзу летал без проблем , а как забугор , хрен . Помню прилетел командующий он к нему , че типа за хня , как по кругам летать так Арнольд Борисович , как в Сирию лететь так ты еврей , пошли говорит вы все в жопу ,дело было в субботу , евреи по субботам не работают и пошел такой ).
Мда. Насыщенная жизнь была , но говенная ).

Re: 600-го ВТАП 18-й гвардейской авиадивизии.

Советским евреям-офицерам все это боком вышло, отца в академию по этой причине не взяли, неофициально так и озвучив. Так и просидел 10 лет майором на полковничьей (!) должности.

Re: 600-го ВТАП 18-й гвардейской авиадивизии.

Можно подумать бурятам повезло больше )

Посмотрим, что нам ответят.

Ничего. Нужны молодые герои.

Наши в Сирии 1970-1984 г.

Пользователь 3d_shka сослался на вашу запись в своей записи «Наши в Сирии 1970-1984 г.» в контексте: [...] нал взят у в Наши в Сирии 1970-1984 г. [...]

Наши в Сирии 1970-1984 г.

Пользователь matsyuck сослался на вашу запись в своей записи «Наши в Сирии 1970-1984 г.» в контексте: [...] нал взят у в Наши в Сирии 1970-1984 г. [...]

  • 1