"В марте 1942 г. в тыл Демянской группировки немцев был сброшен авиационный десант - бригада под командованием полковника Тарасова в количестве 3000 десантников.
Выброска десанта была осуществлена некомпактно. Большая часть десантников (около 2000 человек), выброшенных в район Игожево, быстро им овладела и закрепилась в нём. Около тысячи десантников были разбросаны в лесах и скапливались группами в 300, 150 ч., по несколько десятков бойцов и командиров. Средства радиосвязи были только в подразделении, овладевшем селом Игожево.

Судьба командира бригады ВДВ Тарасова: http://www.mvdb1.ru/index.php/sudba-tarasova-n-e/51-sudba-tarasova
Выброска десанта должна была сопровождаться общим наступлением войск, окружавших Демянскую группировку. Такое наступление было предпринято, но успешно продвигались только части, расположенные на юге Демянской группировки, где дислоцировалась и наша 3-я Московская коммунистическая стрелковая дивизия, ставшая на фронте 130 сд.
После взятия Игожева основная часть десанта с боями вышла из Демянского котла. Группа в составе 300 бойцов и командиров была выведена из ближайшего тыла разведчиками нашей дивизии под руководством командира взвода роты пеших разведчиков лейтенанта Петрова Владимира Гавриловича. За эту операцию он был награждён орденом Красной Звезды.

В тылу у немцев оставались группа десантников в количестве 150 человек и мелкие группы, с которыми не было связи, так как у них не было раций.
Для вывода этих десантников и выяснения системы обороны противника перед нашим передним краем была направлена в тыл врага 24 апреля 1942 г. группа из 22 разведчиков под командованием Владимира Петрова.
Политруком группы назначили меня. Нам дали радистов из дивизионной роты связи - старшину Тумакова и старшего сержанта Буланчика.
К нам прикомандировали санинструктора из стрелковой части и двух партизан, Петрова и Сергеева, из местных жителей. Остальные 15 человек из дивизионной роты разведки, в большинстве своём студенты МВТУ им. Баумана, добровольно вызвавшихся идти в тыл противника.
Трое из нас умели ориентироваться по карте: командир Петров, я и красноармеец Герасимов. Вооружение у нас было только стрелковое личное: автоматы, винтовки, пистолеты с запасом патронов на одну боевую операцию и гранаты. Запас продовольствия на неделю.
Как мы узнали позже, бесшумно войти в тыл врага удалось только нашей группе. Две других группы, направленные из соседних частей нашей армии, были обстреляны на линии фронта и в ближайшем тылу и отошли с потерями.

Через несколько дней нашего похода, когда мы углубились примерно на 10-12 км в тыл врага и подходили к болоту Дивен Мох, обнаружили двух десантников - Грибанова и Осипова. Они двадцать дней бродили по лесу и болотам, видимо, кругами, потеряв ориентировку, и питались только клюквой. У обоих были документы - красноармейские книжки, а у Грибанова - комсомольский билет.
В назначенное время в полночь к нам прилетели два самолёта "ПО-2". Их появлению предшествовал огонь пулемётов с трассирующими пулями. Немцы пытались их сбить на линии фронта.
Они благополучно прилетели, снизились, выключив моторы, и к нам в треугольник огней от фонариков полетели мешки с продуктами и резиновыми сапогами. Один из лётчиков даже крикнул: "Разведчики, принимай первомайские подарки!".
Вскоре командир В.Петров нашёл с разведчиками бойца лыжного батальона, который бежал из плена во время ремонтных работ на дороге, недалеко от нашей стоянки.
Он рассказал, что группа десантников в 150 человек во главе с начальником штаба бригады и его женой(!) была окружена немцами и расстреляна. С расстрелянных десантников по приказу фашистов рассказчик и другие военнопленные снимали тёплое обмундирование и валенки.

В последнюю, двадцатую ночь разведки (13 мая 1942 г.) мы начали выход из тыла цепочкой, один за другим. Головную группу вёл В.Петров, а я с радистами находился во второй группе.
Одну треть расстояния до нашего переднего края мы прошли, согнувшись, бесшумно, а затем попали на минное поле. Первой взорвалась одна из сигнальных мин. Немцы начали усиленную стрельбу из пулемётов и автоматов. Перестрелку немцы вели в местах подрыва мин, но нас там уже не было..."
Таким образом, было спасено несколько десантников, правда, с потерями со стороны разведчиков. Это был заключительный эпизод той операции. Командир и политрук были награждены орденами Красного Знамени, разведчики Виленский, Кофман, Красносельский, Лысяков и Слуцкий (последний посмертно) орденами Красной Звезды, остальные медалями "За отвагу".

Наградной лист. (от руки надпись - "Красное Знамя".)
Фамилия имя отчество Григорьев Валентин Михайлович
Воинское звание младший политрук
Должность, часть политрук 6-й роты 664 стрелкового полка 130 стрелковой дивизии
Представляется к ордена Ленина
Краткое изложение личного боевого подвига или заслуг:
Комиссар разведгруппы направленной в тыл 16 немецкой армии с целью розыска Тарасова и остатки его группы в тылу врага. Группа в течение 20 дней в тылу противника выяснила судьбу 485 тарасовцев, узнала о смерти капитана Громова О.В. и доставила ряд документов погибших десантников.
Группа разыскала и вывела из тыла врага двух десантников, бежавшего из фашистского плена бойца 154 отдельного лыжного батальона. Параллельно с выполнением своей основной задачи группа выяснила систему укреплений на линии Калиница-Корнево-Ожееды, численный состав гарнизона сел. Залесье и расположение огневых средств противника в районе сел. Корнево, Ст. Маслово, Ермаково, Ожееды.

Комиссар Григорьев, за время проведения поиска и разведки проявил себя способным и инициативным политработником. В тяжелых боевых условиях проводил систематическую полит-воспитательную работу в группе, наладил регулярный прием последних известий и пользуясь материалами радиопередач и газет, сброшенных с самолета, проводил содержательные и интересные политинформации. Организовал изучение важнейших постановлений правительства и выпуск 2-х боевых листков высокого качества.
Воспитательную работу с бойцами строил на принципе индивидуального подхода к каждому в отдельности - в каждую разведку брал новых бойцов, что дало возможность изучить индивидуальные особенности и боевые качества на практической работе.
Обладая знаниями инженера-геолога, быстро и точно ориентировался на местности. Кроме того, осуществлял разведку района с. Залесье, выяснил диспозицию сил противника в этом районе.
Детально обследовал з берег болота Дивен Мох, что дало возможность детально выяснить путь следования десантников, разведка проходила в исключительно трудных условиях - вязкого болота и опасности преследования немцев.
В р-не Калиница-Корнево-Ожееды выявил систему укреплений противника. Эти данные имеют большой интерес, т.к. до этого сведений о 2 линии укреплений не было. Еще лично засек крупнокалиберный миномет в р-не Ст. Маслово и дальнобойное орудие в р-не дер. Корнево. Тов. Григорьев личным примером и неустанной повседневной работой с бойцами обеспечил успех выполнения задания.
Ком. батальона капитан Ромашвили
Комиссар батальона ст. политрук Партигул
17 мая 1942г.


Journal information