В ходе той атаки погибли 34 солдата шестой роты 94-го резервного пехотного полка. 13 тел соратники вытащили, остальных пришлось бросить.

Крыша туннеля "Киллиан" длиной 125 м близ небольшого городка Карспаш в Эльзасе была обнаружена случайно в октябре 2010 года во время строительства дороги. Туннель находится в шести метрах под землёй. Его высота - 1,8 м.
Он построен со всей немецкой тщательностью: оборудован системой отопления, телефонной связью, электричеством, трубами для откачки воды. Там были даже кровати.
Укрытие имело 16 выходов и могло вместить до пятисот человек. Стены, пол, лестницы - всё сделано из прочных сортов древесины. Строение явно не было временным - бóльшую часть войны фронт оставался на одном месте.
Археологи нашли сапоги, шлемы, оружие, бутылки вина и банки из-под горчицы, а также множество личных вещей: жетоны, бумажники, трубки, портсигары, очки, карманные книги. Обнаружены даже чётки, в которых наряду с бусинами красовалась французская пуля. Найден также скелет козы: вероятно, поила солдатиков молоком.

Поразительно, что обнаружение столь массового захоронения практически не вызвало интереса в Германии. Журналисты не разыскивают потомков погибших солдат и не рассказывают о тех, кто жертвовал своей жизнью в той ужасной войне.
Для сравнения: когда в 2009 году у французского села Фромель близ Лилля была найдена братская могила 250 австралийских и британских бойцов, более двух тысяч потенциальных родственников сдали образцы ДНК, что позволило установить личность 110 погибших.

В Германии новость о туннеле мелькнула лишь на внутренних полосах нескольких газет. Вторая мировая и холокост затмили всё остальное.
Коллективная вина по сей день ощущается очень сильно в германском обществе. На первом месте не воспоминания о военной славе, а пацифизм. "Для нас это не великая война, как для Великобритании, Франции или Бельгии", - признаётся Фриц Кирхмайер, представитель комиссии по военным захоронениям.
Он отмечает, что едва ли кто-то будет искать родственников погибших, даже если французская сторона установит их личность по найденным документам.
Кстати, жетоны уже открыли имена некоторых: мушкетёр Мартин Хайдрих из Шёнфельда, 20 лет; рядовой Харри Биркамп, родился 18 января 1896 года в Гамбурге; лейтенант Август Хюттен из Ахена, 37 лет.
Памятный камень с их именами уже стоит на соседнем немецком кладбище. Останки похоронят именно там, если никто из потомков не захочет, чтобы их доставили в Германию.


Фронт в этой области был относительно тихим. Главная бойня шла севернее - под Верденом, на Сомме и Ипре. Укрытие было в конце концов разрушено французскими воздушными минами замедленного действия.
Они взрывались, зарывшись глубоко в землю. Бомбардировка длилась шесть часов. Стреляли из специальных шахт почти вертикально вверх по очень высокой дуге. Таким образом французы ответили на вражеский трехчасовой обстрел снарядами с горчичным газом.


Journal information