oper_1974 (oper_1974) wrote,
oper_1974
oper_1974

Categories:

"Товарищи, сначала идите в Окружный Суд, сожгите их гадкие дела!" :-)

  "27 февраля: Взята Петропавловская крепость. Революционные войска сделали ее своей базой. Когда оттуда выпустили Хрусталева-Носаря (председатель сов. рабочих депутатов в 1905 г.), рабочие и солдаты встретили его восторженно. По рассказу   Вани Пугачева на кухне (Ваня - старинный знакомый, молодой матрос):
"Он столько лет страдал за народ, так вот, недаром".
(Носарь эти десять лет провел в Париже, где вел себя сомнительно, вернулся только с полгода; по всем сведениям - сумасшедший...)


  Сейчас это его взяли и повезли в Думу. А он по дороге: постойте, говорит, товарищи, сначала идите в Окружный Суд, сожгите их гадкие дела, там и мое есть. Они пошли, подожгли, и сейчас горит. Ну, привезли в Думу - к депутатам. Те сейчас согласились, пусть он какую хочет должность берет и министров выбирает.
  Стал он, значит, глава совета рабочих депутатов. (Мое примечание: Ваня совсем не "серый" матрос; но какая каша в голове, даже любопытно: "глава" сов. раб. депутатов - "выбирает" министров и садится на любую "должность"... "Потом говорит: поедемте на Финляндский вокзал вызванные войска встречать, чтобы они сразу стали за народ. Ну, и уехали".
Окружный Суд, действительно, горит. Разгромлено также Охранное Отделение и дела сожжены.
  Между тем ясно: если не их будет сейчас власть - будет очень худо России. Очень худо. Но это какое-то проклятие, что они даже в совершившейся, помимо них, революции (и не оттого ли, что "помимо"?) не могут стать на мудрую, но революционную точку... состояния.
С утра текут, текут мимо нас полки к Думе. И довольно стройно, с флагами, со знаменами, с музыкой." - из дневника З.Гиппиус.
++++++++++++++++
   "Весть об отречении Государя Императора поразила нас, как удар грома. Всего мы ожидали, но только никак не этого...
Вы когда-нибудь слышали, или где-нибудь видели, чтобы меняли запряжку в экипаже во время переправы через бурную реку?
   В памяти встало его грустное лицо, так прекрасно переданное на портрете Серовым, его добрые, такие красивые глаза, его всегдашний застенчивый жест - поглаживание правой рукой перчатки на левой, когда он говорил нам каждый год приблизительно одно и то же: - "Мои кадеты, я жду от вас и верю - вы будете служить Родине и мне так же верно, как делали это ваши отцы, деды и прадеды".
Командир батареи сказал мне: - "Вы популярны в их среде - прочтите батарее этот приказ".
       Тяжело мне было исполнить это приказание, так душевно тяжело, что нет слов передать эту тяжесть... Дойдя до места в приказе, где Государь прощался с армией, я не выдержал и разрыдался. Не стыжусь признаться здесь в этом - плакал не я один, плакала вся 4-я батарея.

    Получено приказание присягать Временному Правительству. Командир опять обратился ко мне: - "Я здесь человек новый (он был офицером другой бригады и только недавно вступил в командование батареею), батюшка сегодня будет у нас, предупредите об этом людей".
    Я по телефону построил батарею и, поздоровавшись с людьми, скомандовал "стоять вольно!". Но рта открыть не успел, как подошел подпрапорщик и сказал: "Так что, ваше благородие, ребята присягать новому правительству не соглашаются".
   Первое мгновение я подумал, что ослышался, что здесь какое-то недоразумение - но оказалось не так. Подпрапорщик доложил мне от имени всей батареи, что они этот вопрос всесторонне обсудили и решили, что приказание о присяге их не касается, так как - "мы присяге не изменяли, нехай тот присягает, кто свою присягу поломал".
   Это была как бы искра электрического разряда. Теперь уже дружно кричали все: "Мы верою и правдою до последней капли крови, не щадя живота, как в Действительную (службу) присягали!.." - И в русско-японскую, и в эту с первого дня мобилизации..." - И в Китайский мятеж, как Пекин брали!..." (1901 г.) - "Нема чего нам присягать, мы Царю и Отечеству не изменяли!.." - "Кто изменил, нехай тот и присягает!"...
Такой оборот дела был для меня несколько неожиданным. Я вернулся в офицерскую землянку-блиндаж и доложил командиру о происшедшем.
- Уговорите их!
Я уговаривал их, пока это гиблое дело мне не надоело и я, правда, не без внутреннего удовлетворения, махнул на него рукою. Так 4-я батарея 73-й артиллерийской бригады Временному Правительству не присягнула.

   Надо полагать, генерал Б. скрыл это обстоятельство от высшего начальства, так как никаких последствий оно не имело, да и сам он, передав командование бригадою одному из дивизионеров, скоро уехал от нас в тыл "углублять революцию", как тогда говорилось." - из воспоминаний поручика Э.Лисенко,старшего офицера 4-й батареи 73-й артбригады.


doc692ukp9o01xkqcba4gu_800_480

[+21 фото]

Patrol_of_the_October_revolutionrevolution-1917-gazeta-izvestiya-201917 год в Томске090713020_6ec7c_e391e9ee_orig0_27375_71cba600_XL011203200_6ec6c_13158c89_orig19813D75
0_6ec81_b23bceb_orig0_6ec83_427730d9_orig02.jpg32427



Tags: гражданская
Subscribe

promo oper_1974 июнь 28, 2013 23:25 253
Buy for 100 tokens
По мотивам статьи Ростислава Горчакова. "В январе 1940 года рейхсканцлер Адольф Гитлер дал немецкой судебной системе оценку: "Наши суды - медлительные ржавые машины по штамповке возмутительно несправедливых приговоров". И тут же поклялся, что лично займется делом восстановления…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments