oper_1974 (oper_1974) wrote,
oper_1974
oper_1974

Category:

Формирование танковой бригады под Сталинград. Июль 1942-го.

"Воскресенье, 19 июля 1942 г.
   Я получил большой нагоняй за первый завтрак. Сварили перловую кашу с тушенкой и чай. Каша оказалась не только с тушенкой, но и с какой-то мазеобразной примесью темного цвета.
   Накануне вечером после получения кухонь, инвентаря, продуктов мы долго обсуждали, как варить кашу, суп, борщ и другие премудрости поварского ремесла. Знания у моих подопечных очень скудные. Да и у меня не было опыта и никакой подготовки по приготовлению пищи. Допоздна знакомились с устройством кухонь, осмотрели инвентарь, решали, что к чему. Ночь почти не спали. Поехали с кухнями к колодцу, залили котлы водой и для пробы затопили их. Убедились, что в топках хорошая тяга, что вода закипает и избыток пара с шипением выходит из предохранительного клапана.
   
Предупредил поваров, чтобы хорошо вымыли котлы этой же горячей водой, а для завтрака залили свежую. Как мыли котлы, не видел. Ушел под утро отдохнуть. Когда снимал пробу (попробовал ложкой из черпака), каша была как каша. Правда, как мне показалось, с каким-то металлическим привкусом. Но я посчитал, что это из-за нового котла. Чай не пробовал. Разрешил выдачу завтрака. Первые группы людей получили и поели кашу, а последующие стали замечать в каше какие-то полосы черной массы и подняли шум. Повара Харитонов и Шихалев были в недоумении, растерянные, объяснить ничего не могли.
- Какая-то чернота, черт бы побрал ее, тянется из котла, - все твердил Шихалев.
Я взял черпак, стал на подножку кухни и зачерпнул кашу, поведя по дну и стенке котла. В черпак, кроме каши, набралась черная густая масса от дна и стенки котла. Обратился к поварам:
- Кто мыл котлы и заливал воду?
- Я заливал и Шихалев заливал. Мы оба ездили с кухнями к колодцу, тому самому, где вы вчера разрешили брать воду, и залили оба котла, - ответил Харитонов.
- Смотрели перед заливкой котлы, чистые были? Кто их мыл?

- Чистые, мытые. Шихалев мыл.
- Как мыл котлы, Шихалев?
- Горячей водой, что кипела.
- И еще чем? Дальше как было?
- Так и было. Вылил ту воду сначала ведром, затем черпаком и залил у колодца свежую.
- Дно котла чем вытирали?
- Ничем. Вычерпал всю воду и залил свежую.
- Никто не мог залить что-нибудь в котел?
- Не должно. Мы все время были рядом.

Подошли командиры роты и замполит - старший политрук Титов. Уже кто-то им доложил о случившемся. У кухни собирались красноармейцы и командиры - пришли с котелками за завтраком.
- Что натворили? Докладывай, доктор!
- В кашу какая-то масса попала, темная, как мазь.
- Откуда попала? Кто мог подсыпать? Людей травить вздумали, горе-кашевары. Под трибунал пойдете все и ты с ними! Ты присутствовал при закладке продуктов? - уставился он на меня.
- До поздней ночи обсуждали, как все делать, все просмотрели, кухни проверили и протопили. Проинструктировал поваров, где воду брать и когда закладывать продукты…

- Я спрашиваю: при закладке продуктов присутствовал?
- Нет. Очень поздно было.
- Вот и будешь отвечать в первую очередь. Не дай бог, если будет хоть одно отравление. Первый пойдешь под трибунал.
- Не повар я. Не я кашу готовил и не должен себя привязывать на все время к кухне.
- Молчать! Оправдания мне не нужны. Я приказал заниматься тебе питанием, доктор, тебе! И с тебя спрашивать буду. Комиссар! Собери всех людей, кто уже кушал кашу, в одно место и наблюдайте за ними, а ты, доктор, пойдем со мной.

   И командир быстрой походкой пошел к своей машине с будкой, в которой размещался. Что-то меня осенило, и я подошел ко второй кухне, открыл крышку котла, где заварили чай, и черпаком провел по дну и стенке котла.   Так же набралась в черпак густая черная масса. Побежал в машину к командиру с черпаком. Он звонил в штаб бригады и докладывал о чрезвычайном происшествии в роте и просил для расследования направить представителя особого отдела.
   
Я попытался ему доложить свои соображения, но он и слова сказать не дал. Замахал рукой, а когда положил трубку - разошелся. Из его уст посыпался поток брани вперемешку с матерщиной. Впервые в жизни получил разнос в самых хлестких выражениях. Он сказал, что кто-то пытался вывести людей из строя, чтоб сорвать отправку их на фронт, и я помог этому отсутствием бдительности.
    И не миновать мне трибунала, поскольку я должен четко выполнять его приказания, а не пускать дело на самотек. Не должен отходить от кухни, пока вновь испеченные неопытные повара чему-нибудь научатся.   Оказывается, я маменькин сынок, которому нельзя доверять, что при первой возможности он избавится от меня и все в таком духе. Я стоял навытяжку и слушал. Забыл, что у меня в руках черпак со злополучной смазкой. Когда он уже, как мне показалось, выговорился, я вставил несколько слов.
- Зачем вы кричите и так оскорбляете меня?
- Молчать, сосунок! Еще поучать меня вздумал, - перебил он меня, - людей травишь, а мне молчать.
- Прошу не оскорблять меня.
- Травишь людей, а мне любоваться тобой!
- Никто не отравлен, котлы были покрыты антикоррозийной заводской смазкой, и повара не сняли ее с поверхности котлов, - удалось вымолвить мне. - В котле, где чай, тоже такая смазка. - И я протянул ему черпак.

- Вот видишь! Кто должен проверять котлы? Кто должен был контролировать все, что касается питания? Кто, я спрашиваю!? Кому я приказал отвечать за приготовление пищи? Отвечай! Не мне же всем заниматься.
Наступило какое-то безразличие ко всему, что он говорил, я даже перестал различать смысл слов… Понял, что мне надо уходить, открыл двери и стал выходить из машины.
- Стой! - услышал опять его голос. - Передай старшине, чтобы выдал личному составу сухой паек на завтрак: хлеб и консервы, а я с тебя удержу его стоимость. Теперь иди!
   
Я вышел. Зачем он так оскорблял меня, и как дальше быть? Наказал бы, если виноват, но выслушать поток такой матерщины? Как же будем дальше вместе служить? Едем же на фронт, и как так можно? Мне надо уйти из роты. Как быть дальше? Я, возможно, что-то упустил, но не за повара должен работать. У меня же масса других дел, а на фронте будет еще больше.
   А повара никудышные и не то еще могут отколоть, а спрос будет с меня. Кому их учить? Меня в училище учили контролю за питанием, нормам, подсчету калорийности пищи, санитарно-гигиеническим правилам и кулинарной обработке продуктов, сохранению витаминов в пище, но не как готовить ее. С такими мыслями я шел от командира после чудовищного разноса и не знал, как мне быть дальше.
   
Ко мне подошел комиссар, несколько успокоил, посочувствовал, сказал, что командир резок, горяч и быстро отходит, чтобы я не копил зла на него и занимался своим делом, что завтрак сорвали, а могло быть еще хуже, если бы отравились люди. Хорошо еще, что все так обошлось. Этот случай послужит хорошим уроком на будущее для меня и для горе-кашеваров.
++++++++++++
Понедельник, 20 июля 1942 г.
   В течение дня прибывало пополнение: красноармейцы, в основном водители, младшие командиры. Получали и осваивали военную технику - специальные машины с большими будками вместо кузова. Их называли летучками - мастерские на колесах. Получали тракторы, тягачи, колесные грузовые машины ЗИС-5, ГАЗ-АА и иностранные: студебекеры, форды, мотоциклы с коляской марки "Харлей". Удивлял вид наших транспортных машин, особенно ГАЗ-АА. Странно выглядела кабина машины. Остов ее был из дерева. Спереди - плоское стекло в деревянной раме. Крыша брезентовая. Сбоку в дверях, в нижней части тоже натянут брезент, а в верхней стекол не было - гулял ветер. Для лета кабина терпима. А как же зимой?
- Экономия металла, стекла. Понимать надо, братцы!
- А как в дождь или когда ударят холода? - раздавались голоса.

В батальоны прибывали экипажи с танками Т-34 и Т-70. О первых машинах слышали как о самых лучших наших танках. И не только наших. Ходили смотреть их. Экипажи держались именинниками. Получили снаряжение и принадлежности, которые и распределяли по штатному расписанию. Пока занимались техникой, осваивали ее, проверяли исправность, доукомплектовывали. Большинство людей роты уже работали в других подразделениях - ремонтировали машины, танки. Бегали, суетились, ругались.
   Многие водители возмущались и не хотели брать недоукомплектованные машины, но деваться было некуда. Стали пропадать ключи, заводные ручки, запаски - резина с дисками. Тащили друг у друга.
 
Я получил медицинское имущество: комплект "ПФ" (полевой фельдшерский) - набор медикаментов и инструментов, санитарную сумку, носилки, комплект перевязочного материала и шин. Обратился к командиру:
- Куда погрузить медицинское имущество? Определите мне место, транспорт.
- У меня без нянек. Сам выбери машину, где свободнее, и с другим имуществом положи свое. На этой же машине и будешь ездить. Специальная машина или личная для доктора не предусмотрена. Кстати, - продолжал он, - почему избегаешь меня, не здороваешься?

Я пожал плечами, ничего не ответил.
- Не женихаться собрались мы. Воевать предстоит, так что не строй из себя кисейную барышню. Я, как командир, должен добиваться порядка во всем и средств не выбираю. Привыкай и делай свое дело как можно лучше, - покровительственно добавил он.
    Нужно было где-то определяться с имуществом. Обратился к командиру транспортного взвода Манько, и он определил мне бортовую машину ГАЗ-АА, в кузов которой я сложил медицинское имущество и держался этого водителя. Санитарную сумку с самыми необходимыми медикаментами и перевязочным материалом носил с собой."
- из записок военфельдшера(лейтенанта) 254-й танковой бригады Л.И.Фиалковского.

post-1207859606post-1206990012post-1208940448post-1209212559f9fd8ddbcc7f

(+17 фото)


c3154730646epost-12089399280_4c71c_cb0ad330_Lb609b05eb5da0_7da19_3dce63ca_L17cf6e0a4e900_776df_9ca512fd_Led41427f0680e2b8b726f969post-1206017124post-1210136708t-70_moskva-00post-1206813557x_76f1d234post-1205221546post-1209114487post-1205603437
Tags: вторая мировая, наши
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (без темы)

    Полицей с утра в плохом состоянии духа и мозгов идет по улице и видит.... Что некоторые граждане в такой ранний час что-то тащат.... то ли труп…

  • (без темы)

    Помню заподозрил своего тестя — председателя суда нашего.... Нда и до такого дошло, что я заподозрил отца своей жены, а его дочь — моя жена, и…

  • (без темы)

    Тяжелая служба полиции. А на и есть такая — сегодня иди труп в поле собирай.... а завтра тебя прокурор посадит за превышение полномочий..... так…

promo oper_1974 june 28, 2013 23:25 253
Buy for 100 tokens
По мотивам статьи Ростислава Горчакова. "В январе 1940 года рейхсканцлер Адольф Гитлер дал немецкой судебной системе оценку: "Наши суды - медлительные ржавые машины по штамповке возмутительно несправедливых приговоров". И тут же поклялся, что лично займется делом восстановления…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 79 comments

Recent Posts from This Journal

  • (без темы)

    Полицей с утра в плохом состоянии духа и мозгов идет по улице и видит.... Что некоторые граждане в такой ранний час что-то тащат.... то ли труп…

  • (без темы)

    Помню заподозрил своего тестя — председателя суда нашего.... Нда и до такого дошло, что я заподозрил отца своей жены, а его дочь — моя жена, и…

  • (без темы)

    Тяжелая служба полиции. А на и есть такая — сегодня иди труп в поле собирай.... а завтра тебя прокурор посадит за превышение полномочий..... так…