30 октября 1946 г. г. Владивосток Приморского края.
Я, ст. оперуполномоченный 3-го отд. ОКР МГБ ТОФлота ст. лейтенант Герц, сего числа допросил в качестве свидетеля:
Кляулина Василия Шакирьяновича, 1920 г. рождения, уроженца Башкирской АССР Аургазинского р-на д. Абселямово, по происхождению из крестьян, образование 5 кл., беспартийного, бывшего чл. ВЛКСМ, со слов не судимого, не женатого, красноармейца-репатрианта 943-го ОСБ тыла ТОФ.
За отказ от показаний, а равно и за дачу ложных показаний по ст.ст. 92 и 95 УК РСФСР предупрежден. В чем и расписываюсь. Кляулин.
Вопрос: Расскажите, при каких обстоятельствах вы попали в плен к немцам?
Ответ: 1 августа 1943 года я, будучи раненым и контуженным, остался на поле боя без сознания. Когда я пришел в свое сознание, то был уже перевязан и находился в немецком плену. В то время я служил старшиной батареи 76-мм полковой пушки 96-го гвардейского полка 195-й гвардейской дивизии 5-й ударной армии. Наша часть находилась под г. Сталино примерно в 40 км под Саур-Могильской сопкой.
Вопрос: Расскажите подробно о вашем пребывании в немецком плену.
Ответ: После взятия меня в плен я был переброшен в г. Сталино, а затем дней через 5-6 эшелоном нас направили в Польшу, г. Владимир-Волынский, где поместили в лагерь в/пленных.
Здесь я пробыл около двух м-цев в лазарете, после чего весь лагерь эвакуировали в г. Ченстохов (Польша) на границе Германии. Здесь я находился около трех м-цев, а затем нас перебросили в польскую крепость Демблин, где мы откапывали спрятанное поляками оружие.
В этом городе мы пробыли около трех м-цев. В этом городе нас всех переодели в лагерное обмундирование (рябое - разного цвета шашки); причем, на одежде были у каждого номера и написанные буквы "СУ", а на спине "КГ" по-немецки. На ногах у нас были деревянные колодки.
После обмундирования нас всех перебросили во Францию близ города Лилль. Здесь мы работали по откопке невзорвавшихся бомб, а также на других работах, главным образом по ремонту дорог. Во Франции я находился до момента освобождения нас армией союзников, т.е. до 5 сентября 1944 года.
Вопрос: Подвергались ли Вы допросам со стороны немецких военных властей?
Ответ: Находясь в г. Ченстохов (Польша), еще не оправившись после ранения, меня подвергли допросу переводчик и немецкий офицер-комендант лагеря. Комендант лагеря через переводчика спросил, кто я по национальности.
На это я ответил, что я не еврей, как настаивал комендант, а татарин. Но он мне не поверил, а вызвал еще татарина и заставил говорить по-татарски, а затем для большей убедительности спросили, как у нас молятся, и только после этого меня отпустили.
Вопрос: Где производился допрос, записывался ли протокол допроса?
Ответ: Допрос производился прямо около барака, где я стоял. Никаких протоколов допроса не записывалось. А весь этот допрос прошел в устной форме. Кроме этого больше нигде допросам не подвергался.
Вопрос: Расскажите о вашем пребывании в Англии?
Ответ: В Англии я находился с октября 1944 г. по 20 февраля 1945 года, куда был переброшен из Франции на самоходных баржах. За время пребывания в Англии я был в городах Гримсби и Водтхен. Будучи в Англии, нас всех переодели в английскую форму, платили 5 шиллингов в неделю. Из Англии мы прибыли в г. Одессу 5 марта 1945 г.
Вопрос: Подвергались ли вы допросам со стороны английских властей?
Ответ: Допросам со стороны англичан нигде не подвергался.
Вопрос: Что можете еще дополнить к своим показаниям?
Ответ: Дополнить к своим показаниям больше ничего не могу. Протокол с моих слов записан правильно, мною лично прочитан. В чем и расписываюсь.
Кляулин.
Допросил: Ст. оп/уп. 3 отд. ОКР МГБ ТОФ
ст. лейтенант Герц
Д.2458. Л.3-4. Подлинник. Рукопись.
11 декабря 1946 г. В.Ш. Кляулин прошел госпроверку и был передан на работу в промышленность.
Journal information