Весной 1943 года в частях уже отмечалось падение дисциплины. Для исправления этой ситуации старый служака Дебес был вынужден принять целый ряд жестких мер. В приказе по дивизии от 8 мая 1943 года он писал:
"Во многих случаях офицеры, унтер-офицеры и солдаты не показывают правильного поведения, как это должно быть для членов дивизии. Поэтому я обращаюсь к командирам с требованием обратить внимание на дисциплину и на уважительное отношение к службе".
Из этого же приказа мы узнаём, что личный состав часто не соблюдал правила ношения униформы, а некоторые солдаты до сих пор ходили со знаками различия своих прежних частей, в частности с черепами "Тотенкопф" в петлицах, упорно не желая заменить их на руны.
Были в дивизии и проблемы "алкогольного" характера. Вот с этим-то уж Дебес мириться был больше не намерен:
"Вопреки моему предупреждению, все еще отмечается распитие алкоголя. В первом случае три унтершарфюрера из дивизии были приговорены к трем месяцам тюрьмы каждый.
Во втором случае - один унтершарфюрер и один штурмман получили по два месяца тюрьмы, а один роттенфюрер и один штурмман - по шесть недель. В дополнение один унтершарфюрер понижен в звании.
В третьем случае был задержан офицер, которого я приказал арестовать и отдать под трибунал. Эсэсовец не должен тратить деньги на алкоголь, а должен жертвовать их в фонд "Зимней помощи".
После этого в частях была установлена суровая дисциплина. В качестве примера можно привести обстановку в саперной роте Альберта Брандта. Хотя отношения внутри роты и были товарищескими, Брандт безжалостно карал любое нарушение дисциплины.
Когда один из молодых солдат был пойман на краже кролика, то был немедленно приговорен к шести месяцам заключения. Солдат наказывали даже за курение на посту либо при чистке оружия, не говоря уже о более серьезных проступках. Как результат, проблемы дисциплинарного характера быстро отошли на второй план.
Также внимание уделялось и такой важной теме, как "Наши враги", изучение которой воспитывало у солдат ненависть к противнику и веру в конечную победу Германии. В качестве врагов немецкого народа выделялись британцы, американцы, евреи и большевики. Именно по этим принципам в дивизии и начала проходить мировоззренческая подготовка.
Тем не менее, такой подход Дебеса, то есть сосредоточение только на германской истории и "врагах", не нашел большого отклика у солдат и офицеров вверенной ему дивизии. Как указал солдат СС Вернер Питцка, на лекции "Наши враги" он не узнал ничего нового, поскольку все это он слышал еще в Гитлерюгенде.
Кадровый костяк 10-й дивизии СС составляли военнослужащие, переведенные из других частей войск СС и имевшие опыт боев на Восточном и Западном фронтах. Таких ветеранов в дивизии было около 30%.
Интересно отметить, что основная масса офицеров, назначенных в дивизии на старшие командные должности, ранее служила в дивизии СС "Тотенкопф", из них минимум 20 офицеров прошли через службу в охране концлагерей.
15 марта 1943 года Адольф Гитлер присвоил 10-й дивизии СС почетное наименование "Карл Великий". Свое решение фюрер прокомментировал следующим образом:
"1200 лет прошло с рождения человека, который, соответственно историческим фактам, силой и кровью объединил германские племена в могучую империю".
Комичность этого момента заключалась в том, что рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер довольно неприязненно относился к фигуре Карла Великого. Еще в 1935 году он санкционировал постройку специального мемориала в память о 4500 саксах, казненных по приказу Карла Великого в 782 году. И вот теперь дивизия СС получила имя этого "врага германских племен".
Трофейные "Шерманы" дивизии "Фрундсберг".
3 октября 1943 года Адольф Гитлер приказал реорганизовать 10-ю дивизию СС в танковую дивизию и присвоить ей новое почетное наименование - "Фрундсберг", в честь Георга фон Фрундсберга (1473-1528).
Новое название было весьма эксцентричным, ибо об этой личности мало кто имел представление даже в Германии. Как едко отметил британский историк Г. Уильямсон, дивизию назвали в память "полузабытого командира германских ландскнехтов, служившего Священной Римской империи при Максимилиане I и Карле V, и умершего от удара при попытке унять разбушевавшихся наемников, которым задержали жалованье".
По этой причине в начале ноября 1943 года Лотар Дебес разъяснял своим людям:
"Личность Фрундсберга исчезла из современного исторического осознания немецкого народа. Хотя он и был предводителем ландскнехтов, но мало немцев знают, кто такой был Фрундсберг. Фюрер дал нашей дивизии его имя…
Ландскнехты были самобытными и превосходными солдатами… Мы будем носить имя великого немца с гордостью! Фрундсберг - это пример, на который мы должны равняться в этой войне… Мы должны оживить это гордое имя".
Положение с моторизацией "Фрунсберга" было на недостаточном уровне. Выход командование нашло довольно оригинальный: поскольку дивизия принимала участие в разоружении итальянских войск в Южной Франции, то Дебесу просто приказали пополнить свой транспортный парк за счет трофейных итальянских машин.
То, что большая часть этой техники мало соответствовала немецким стандартам, а половина ее еще и была полностью изношенной, в расчет не принималось. Но даже такой нестандартной мерой полностью снарядить дивизию техникой не удалось
Сложившуюся невеселую ситуацию наглядно иллюстрирует положение в 5-й роте 10-го танкового полка СС. В феврале 1944 года рота имела на вооружении:
4 британских мотоцикла "Триумф" (причем все они имели проблемы с двигателями),
4 легких "Фольксвагена" (из которых три неработоспособны),
один "Опель-кадет",
один тяжелый грузовик "Штейер", один легкий французский грузовик "Ситроен" (в нерабочем состоянии),
6 средних грузовиков "Форд" (три из них не работали),
по одному грузовику "Шкода" и "Опель-блиц" (оба требовали ремонта),
1 легкий "Зауэр" и два полугусеничных грузовых транспортера "Маультир".
Из 20 танков Pz-IV, числившихся в роте, 6 нуждались в замене двигателей, а еще два требовали ремонта. Положение с бронетехникой не изменилось до самого момента отправки дивизии на фронт.
https://www.e-reading.club/bookreader.php/143109/Ponomarenko_-_10-ya_tankovaya_diviziya_SS__Frundsberg_.html
В 2006 году лауреат Нобелевской премии в области литературы знаменитый немецкий писатель Гюнтер Грасс неожиданно для всех объявил, что в 1944-1945 годах он был солдатом войск СС и служил как раз в дивизии СС "Фрундсберг".
Это неожиданное признание, более чем через 60 лет после войны, отвернуло от Грасса многих его поклонников, даже многолетних сторонников писателя из Социал-демократической партии Германии, которые на удивление быстро присоединились к "общественным судьям и обвинителям".
Однако Грасс не спешил каяться в своем прошлом. Напротив, он заявил, что воспринимал войска СС как космополитическое элитное соединение, а в двойных рунах в петлицах униформы СС не видел ничего предосудительного.
Фестиваль Фрундсберг в Баварии.
Journal information