Но эту агрессию обычно величают «событиями на острове Даманском», «пограничным инцидентом» или «конфликтом», хотя то была самая настоящая война, хотя короткая и локальная. Неформально ее даже называли «Первой социалистической»: впервые в истории одно социалистическое государство напало на другое.

Всего во время боёв за остров Даманский советские потери составили 152 человека: убитыми - 58 человек (49 из них - пограничники, 9 - военнослужащие Советской армии), ранеными - 94 человека (61 пограничник и 33 армейца).
Наибольшие жертвы пограничники понесли именно 2 марта, когда группу Стрельникова в упор расстреляли из засады. Цифры потерь того дня впервые были оглашены 7 марта 1969 года на пресс-конференция в МИД СССР: погиб 31 пограничник и 14 были ранены.
Позже выяснили, что один пограничник скрыл свое ранение. Также в числе убитых еще не значился и ефрейтор Павел Акулов: о его судьбе тогда ничего не знали. Спустя полтора месяца китайцы вернули тело пограничника: как установила медэкспертиза, ефрейтор Акулов попал в плен раненым и умер уже от жесточайших пыток.
На той же пресс-конференции было сказано: освидетельствовавшая тела убитых пограничников медкомиссия «установила, что китайцы расстреливали раненых в упор, нанося удары штыками. Лица некоторых убитых советских пограничников были изуродованы до неузнаваемости».

Длительное время документы этой экспертизы были недоступны, впервые их обнародовал уже в наши дни исследователь Дмитрий Рябушкин - автор наиболее объективных публикаций о боях на Даманском.
Как гласит документ, почти на всех телах имеются следы смертельных и тяжелых повреждений, нанесенных режущими и тупыми тяжелыми предметами. Из 31 пограничника 19 погибли из-за ранений, нанесенных штыками (ножами), ударами прикладов, выстрелами в упор - уже после полученных ими пулевых или осколочных ранений, когда раненые находились в беспомощном состоянии:
рядовой Алексей Змеев был ранен осколками в левую голень, «в затылочной области имеется входное пулевое отверстие от выстрела в упор»;
рядовой Владимир Изотов ранен пулей в грудь и уже затем добит ударами прикладов в живот и левое бедро;
рядовой Александр Ионин получил две пули в грудь и после ранения добит выстрелом в упор в голову;
рядовой Иван Ветрич получил осколочное ранение левого плеча и затем убит множественными ударами режущим предметом (штык, нож) в область позвоночника и шеи;
сержант Владимир Рабович был ранен в левое плечо, а затем убит - ударом штыка (ножа) в лоб и контрольным выстрелом в затылок; рядовой Александр Пасюта после ранения в левую голень добит ударами штыка (ножа) в грудь;
рядовой Валентин Золотарёв, получивший пулевые ранения в живот, добит ударами штыка (ножа) в шею и приклада по голове;
младший сержант Михаил Лобода, получивший пулевые ранения в шею, затем добит множественными ударами штыка (ножа) в лицо и шею; рядовой Вячеслав Исаков получил в бою множественные осколочные ранения в верхние конечности и пулевое ранение в живот, после ранения убит ударами приклада по затылку;
рядовой Анатолий Денисенко - пулевое ранение в грудь, после убит выстрелом в лицо в упор, также у него имелись колотые и резаные раны черепа от ударов штыками (ножами);

рядовой Александр Шестаков - множественные осколочные ранения в ноги, грудь и левое плечо, добит ударом штыка (ножа) в затылок; младший сержант Николай Колодкин получил пулевые ранения в живот и ноги, после ему сломали левое плечо и добили ударом штыка (ножа) в шею;
сержант Николай Дергач ранен пулей в грудь, после ранения убит выстрелом в затылок;
рядовой Виктор Егупов - пулевые ранения в левое плечо и левое бедро, затем добит ударами штыка (ножа) в висок;
рядовой Гавриил Киселёв, получивший нескольких пулевых ранений в грудь и правую руку, добит ударом штыка (ножа) в голову;
ефрейтор Геннадий Давиденко получил тяжелое пулевое ранение в правое плечо, затем его ударили штыком (ножом) в горло и добили выстрелом в затылок;
рядовой Николай Петров получил в бою осколочные ранения в правую ногу, пах, и пулевые - в правое плечо и бедро, у него зафиксирована колото-резаная рана в области черепа, но добит он уже ударом приклада по голове;
старший лейтенант Иван Стрельников получил несколько пулевых ранений в ноги, уже раненый убит выстрелом в упор в лицо;
старший лейтенант Николай Буйневич получил огнестрельные ранения в грудь и ноги, после ранения убит выстрелами в грудь и голову.
Также военные врачи зафиксировали множественные ножевые (или штыковые) ранения в грудь и живот у рядового Григория Каменчука: возможно, его схватили и уже затем закололи штыками.
Заметим, раненых пограничников убивали не в бою, а уже после первой схватки, обходя и проверяя лежащих, хладнокровно и методично приканчивая еще живых. Подавляющее большинство раненых китайцы добили штыками и прикладами, видимо, хозяйственно экономя патроны.
Но нескольких добили выстрелами в затылок, не поленившись «для удобства» перевернуть раненых... Ефрейтора Акулова, тоже раненого, не добили на месте, а забрали - единственного из всех: у китайских солдат был недвусмысленный приказ убить всех, но одного - взять как «языка» и для наглядности отчета перед командованием...

В сражении 15 марта 1969 года пали 26 советских военнослужащих (из них пять скончались от ран), еще 79 пограничников и армейцев было ранено. Китай цифры своих потерь скрывает и поныне.
В Пекине эти сражения именуют «контрударами самообороны против советской агрессии». При этом пекинские историки даже особо и не отрицают, что именно китайские военные напали на советских пограничников, первыми открыв огонь.
Но их это не смущает: «основной вопрос... не в том, кто первым начал подготовку к удару, и не в том, с чьей стороны прозвучал первый выстрел», поскольку, как пишет профессор Пекинского университета Ли Даньхуэй, «контрудар был неизбежен, вопрос состоял только в выборе времени и места».
Красноречивое признание! Ли Даньхуэй сообщает, что до начала 1969 года пограничники КНР строго следовали «соответствующим указаниям ЦК КПК и Центрального военного совета» (речь идет о многочисленных провокациях против советских пограничников) и «только к 25 января 1969 г. пограничники получили возможность спланировать ответные военные действия в районе о. Чжэньбаодао (так в Китае именуют о. Даманский.) силами около трех рот».
«Часть этих сил, - сообщает Ли Даньхуэй, - должна была скрытно занять позицию на острове, а остальные - сосредоточиться на близлежащем пограничном посту Гунсы в полной боевой готовности. Руководство Шэньянского военного округа в целом согласилось с таким планом.
19 февраля свое согласие с планом высказали Генеральный штаб и МИД. Генштаб вновь напомнил руководству военных округов о важности правильного выбора направления удара и тщательной подготовки контратаки».
И уже затем «ЦК КПК одобрил выбор о. Чжэньбаодао в качестве точки нанесения контрудара. До конца февраля 1969 г. китайские войска вели в районе о. Чжэньбаодао скрытую подготовку контратаки. 2 марта началась вооруженная схватка за остров...» Откровеннее и не скажешь!
https://www.sovsekretno.ru/articles/id/6179/

Journal information