Производимо было наиточнейшее изледование противу всеподданнейшей просьбы шляхтенки девицы Косинской, приносившей жалобу Тульского мушкетерского полку на Подполковника Мейбаума, что оной квартируя два года тому назад у ее отца склонил ее к себе в любовь, дал при ее отце клятвенное обещание женится на ней и прижив с нею сына не исполняет зделанного им обета, каковое следствие разсматриваяя нашел в существеоного следующее:
Просительница шляхтенка Косинская как во всеподданнейшем прошении своем так и при чинимом противу оного изледовании в доказательствах ее пишет, что помянутый Подполковник Мейбаум склонил ее к себе в любовь, прижив с нею младенца и обещал на ней женится, но сего не исполняет согласно чему касательно обещания женится.
Отец ее шляхтич Александр Косинскийи меющий от роду 80-ть лет в допросе своем при сем следствии показал, что когда он, во время квартирования в его доме Подполковника Мейбаума, заметил, что дочь его просительница Косинская дружески с Подполковником Мейбаумом обходится и за сие начал было ее как отец наказывать, то Подполковник Мейбаум в то время просил его не бить своей дочери, уверяя при том его, что он на ней женится.
Города же Россиян ратуша свидетельствует: что просительницы отец шляхтич Косинский, от давних времен жительствуя в Россиянах, вел себя всегда порядочно, состояние его есть достаточное, дочь его просительница Косинская всегда при нем находилась, и от молодых ее лет не видно было за нею никаковой шалости.
Противу чего Подполковник Мейбаум в объяснении своем показал, что во время квартирования его в доме отца просительницы Косинской, оная Косинская не прошенная первоначально пришла к нему ночью в спальню и разбудя его склонила к себе в любовь, и он ее нашел уже нецеломудренною.
После чего когда он Мейбаум перешел на другую квартиру то просительница Косинская и туда к нему часто прихаживала за что он ее дарил вещами и деньгами, но после попризнанию пред ним Мейбаумом деньщиков его, что будто бы и они с просительницею подобно как и он жили, оставил ее и по сей причине не признает родившегося у нее сына, прижитым от него, отрекаясь, что и никогда он не обещал на ней женится.
Хотя согласно с ним Мейбаумом показали и деньщики его косательно совокупления их с просительницею, но жалующаяся девица Косинская на очных ставках уличила деньщиков в несправедливом на ее в сем показании, а Подполковника Мейбаума, купно с престарелым ее отцом, в обещании его на ней женится.
Но как Мейбаум так и деньщики его утверждали выше прописанные их показания, то сим и кончилось настоящее изледование, о чем а равно и что рожденный от просительницы девицы Косинской младенец уже помер, Ваше Сиятельство извещая имею честь с истинным моим к Вам почитанием и таковою же преданностию навсегда пребыть.
Вильно, Генваря 18 дня 1805-го года Его Сиятельству Генерал-адъютанту Графу X.А. Ливену.
РГВИА.Ф.26.Оп.1/152. Д.293. Л.1-4об.
Надо сказать, что жалобы Косинских практически никак не повлияли на карьеру подполковника Егора Антоновича Мейбаума. На следующий день после письма Беннигсена, высочайшим приказом 19 января 1805 г. он был назначен командиром Тульского мушкетерского полка, а 23 апреля 1806 г. получил чин полковника.
Но, видимо, моральные качества Мейбаума все-таки оставляли желать лучшего, т.к. 25 января 1809 г. его перевели в Выборгский гарнизонный полк "по неспособности к полевой службе".
Перевод с командной должности армии в гарнизон являлся обычно наказанием за неблаговидные поступки. Как вспоминал генерал И.Ф. Паскевич, в гарнизонных частях "офицеры почти все были выписные за дурное поведение".
4 марта 1811г. из роты упраздненного 17 января 1811г. Выборгского гарнизонного полка началось формирование С.- Петербурского внутреннего гарнизонного полубатальона. 29 марта Мейбаум был назначен его командиром, а 4 сентября 1811 г. - командиром 2-й бригады 1-го округа Внутренней стражи.
С началом Отечественной войны по распоряжению М.И. Кутузова 3 августа 1812 г. Мейбаум возглавил 1-ю дружину С.-Петербургского ополчения. 27 августа 1812 г. его перевели из Внутренней стражи в строевые войска с зачислением полковником по армии.
6 октября 1812 г. Мейбаум участвовал в штурме Полоцка, где "оказывал отличную храбрость, всегда был впереди дружины, мужеством своим и неустрашимостью служил наилучшим примером всем подчиненным ему офицерам"; "ударив всем фронтом в штыки на неприятеля, опрокинул его, обратив в бегство. Когда ободренные словами его воины переправились в брод через реку Полоту для нанесения неприятелю вреда, был ранен в ногу".
За отличие награжден орденом Св. Владимира 3-й степени. Вылечившись, Мейбаум вернулся в строй. В 1813 г. под Данцигом он командовал 3-й сводной дружиной ополчения и также проявил себя с лучшей стороны.
"Цейхгауз" №3 2000 г.
Journal information