Аристократия, политически признанная, всегда казалась мне благодетельной, тогда как аристократия, основанная только на несправедливости привелигерованных, является гибельной, потому что ее компетенция не определена и ничем не регулируется.
Русские помещики - владыки, и владыки, увы,чересчур самодержавные в своих владениях. Но,в сущности,эти деревенские самодержавцы представляют собой пустое место в государства. У себя дома помещики смеются над правительством, потому что всеобщее взяточничество сводит на нет местные власти.
Царь - единственный источник их влияния на государственные дела, лишь от его милости завит их политическая карьера. Только превратившись в царедварца, дворянин, становится государственным деятелем. Но положение придворного всегда непрочно.
Жизнь при дворе несовместима с возвышенным духом, с независимостью ума, с истинно гугуманными и патриотическими чувствами, с широкими политическими замыслами. В общем, русская форма правления соединяет в себе все недостатки демократии и деспотизма, не имея ни одного из достоинств того и другого режима.
Россией управляет класс чиновников, прямо со школьной скамьи занимающих административные должности, и управляет наперекор воле монарха. Каждый из этих господ становится дворянином, получив крестик в петлицу, и вооружившись этим волшебным значком, превращается в помещика, получает землю и крепостные души.

Выскочки в кругу власть имущих, они и пользуются этой властью как подобает выскочкам. На словах они сторонники всяких новшевств, но на деле деспоты из деспотов. Они претендуют на роль просветителей народа, но в действительности являются мишенью для насмешек всех, от великих до малых.
Каждый, испытал на себе нестерпимую спесь этих новоиспеченных дворян, дорвавшихся до табели о рангах и до орденов и поместий, вознаграждающих себя за унижение поборами.
Из недр своих канцелярий эти невидимые деспоты, эти пигмеи-тираны безнаказанно угнетают страну. И, как это ни звучит парадоксально, самодержец всеросийский часто замечает, что он вовсе не так всесилен, как говорят, и с удивлением, в котором он боится себе признаться, видит, что власть его имеет предел. Этот предел положен ему бюрократией - силой, страшной повсюду, потому что злоупотребление ею именуется любовью к порядку...

Крестьянские волнения растут,каждый день слышишь о новых поджогах и убийствах помещиков. Но пока до вас успеет дойти известие о каком-либо случае такого рода, проходит столько времени, что вы воспринимаете его как нечто давно произошедшее, и это ослабляет впечатление.
Усвоенная политика замалчивания способствует успокоению...Впрочем всю Россию в Сибирь не сослать! Если можно сослать людей деревнями, то нельзя подвергнуть изгнанию целые губернии."
Из воспоминаний о путешествию в Россию француза Астольфа де Кюстина (1839 год).

Что касается власти помещика, всем известно, что это наиболее эффективный механизм государственной, особенно судебной и прочей власти, когда производительных сил для нормальных органов МВД и судов не хватает.
А даже если хватает, всё равно наиболее эффективный. Потому что МВД крестьянина за кражу мешка свёклы отправит на зону и сделает рецидивистом, а помещик выпорет (как негуманно, то ли дело общий режим) и простит отечески.
И т.д..
Edited at 2018-06-17 10:17 am (UTC)
И чем нынешние чиновники отличаются от царских чиновников и помещиков?
Это была богатая прослойка студенчества.
Всё так, за исключением поджогов и убийств помещиков))
«Многое не нравится мне в России. Но ещё больше мне не нравиться когда мое мнение разделяет француз или англичанин» А.С.Пушкин ( человек-поэт и контрразведчик)
Чаадаева забыли
Что нибудь изменилось за века?